Восточное направление Европейской политики соседства (ЕПС), которое в последние три года реализуется главным образом в рамках Восточного партнёрства, является одной из основных тем, вызывающих разногласия между ЕС и Россией. Несмотря на существующее сотрудничество и тесные экономические связи, а также признание обеими сторонами необходимости развивать партнёрство, ЕС и Россия продолжают конкурировать за влияние на постсоветском пространстве. Причём эта конкуренция имеет заметную тенденцию к обострению, причиной которого может стать в первую очередь успех России в продвижении собственного интеграционного проекта, адресованного бывшим советским республикам.
Это понимают сегодня и в России, и в Европе. Опубликованная в октябре 2011 г. статья В. Путина о проекте создания Евразийского союза была воспринята в Европе двояко. С одной стороны, прозвучали скептические мнения, опирающиеся на неудачный опыт предыдущих постсоветских интеграционных проектов. С другой стороны, проект был воспринят как вызов внешней политике ЕС. Как отметил один из ведущих немецких экспертов по России и Восточной Европе Ш. Майстер, "своим заявлением о создании Евразийского союза к 2015 г. Владимир Путин открыл центральное конфликтное поле с Европейским союзом... Это открытый вызов Восточному партнёрству (ВП) ЕС и запланированному подписанию соглашений о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной".
Однако трудно согласиться с тем, что это конфликтное поле было открыто только в октябре 2011 г. и именно Россией: подспудная конкурентная борьба велась здесь и раньше. Но с развитием на постсоветском пространстве проекта интеграции, альтернативного европейскому, конкуренция между ЕС и Россией может перейти в открытую форму. В этом смысле статью В. Путина, декларирующую создание Евразийского союза и одновременно предлагающую Евросоюзу интеграцию, можно действительно рассматривать как вызов, который ставит ЕС перед сложным выбором: либо конкурировать с Россией, либо искать пути и возможности для выстраивания реального стратегического партнёрства с перспективой создания общего экономического пространства, а возможно, и общей системы безопасности.
Не стоит ожидать, что ответ на этот вызов последует в ближайшее время, или надеяться (в случае положительного ответа) на сворачивание Евросоюзом политики соседства на восточном направлении. Скорее всего, нас ждёт достаточно длительный период поиска компромиссов и возможностей для развития сотрудничества, который не исключает конфликта интересов и продолжения конкуренции.
Это определяет актуальность дальнейших исследований Европейской политики соседства в целом и её восточного направления в частности как наиболее важного с точки зрения внешнеполитических интересов России. Необходимо более подробно раскрыть основные цели, принципы и механизмы функционирования и развития ЕПС, а также прояснить позиции и мотивации основных игроков внутри ЕС, участвующих в её реализации, что, в свою очередь, даст возможность продолжить поиск возможностей для развития отношений между ЕС и Россией и путей выхода из складывающейся в настоящее время "патовой" ситуации, вызванной столкновением интересов на постсоветском пространстве...